Стартовала научная экспедиция НК «Роснефть» по изучению труднодоступных регионов Восточной Арктики

Стартовала научная экспедиция НК «Роснефть» по изучению труднодоступных регионов Восточной Арктики
Фото: пресс-служба ПАО "НК "Роснефть

Масштабная научно-исследовательская экспедиция НК «Роснефть» стартовала из Петропавловска-Камчатского. Специалисты на единственном в своем роде российском буровом судне «Бавенит» (АО «Росгеология») намерены добыть образцы пород континентального шельфа из труднодоступных и малоизученных регионов Восточной Арктики.

Многие исследования будут проводиться впервые в истории изучения российского севера. Научные работы включают малоглубинное стратиграфическое бурение в Чукотском и Восточно-Сибирском морях, исследования строения подводной породы в море Лаптевых.

Судно «Бавенит» укомплектовано инновационным отечественным оборудованием. В рамках реализации проекта НК «Роснефть» по стратиграфическому бурению, который начался в 2020 году, была отработана уникальная технология бурения и геофизического исследования скважин в сложных геологических и климатических условиях северных морей. В этот раз планируется бурение с новой системой изолированных компоновок для решения задач в геологически сложных районах.

В ходе экспедиций 2020 – 2022 годов НК «Роснефть» удалось получить керн Чукотского и Карского морей, а также моря Лаптевых. Для каждого моря скважины были первыми в истории их изучения. Каменный материал служит источником геологической информации, которая необходима для определения возраста, состава и формирования пород шельфа и прогнозирования состояния нефтегазовых систем. Специалисты компании «Иннопрактика» ведут комплексные лабораторно-аналитические и камеральные исследования керна в лабораториях геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Программа исследований, которая стартовала в начале летнего арктического сезона, продлится до конца года.

«Бавенит» – судно ледового класса, предназначенное для работы в высоких широтах, при отрицательных температурах и в зонах, где не работают системы навигации, – рассказывает начальник экспедиции научно-исследовательского судна «Бавенит» Сергей Гирвич. – Судно оснащено передовыми технологиями российского производства, а также доукомплектовано системой навигационного позиционирования «Нэвис-5000», которая позволяет держать позицию для бурения скважин с точность до 10 сантиметров при спокойной воде и в пределах до одного метра при штормовых нагрузках до 3 баллов. Бурильные компановки сделаны из специальных сплавов, которые позволяют отбирать пробы грунта высокого качества и с высокой скоростью».

«Бавенит» идет в Южно-Чукотское море еще до того, как откроется весь лед в Восточной Арктике, говорит руководитель проекта стратиграфического бурения НК «Роснефть» Андрей Колюбакин. В этом полевом сезоне, который будет четвертым, судно дооснащено и с точки зрения технологии бурения стратиграфических скважин, и с точки зрения их геофизических исследований.

«Керновый материал доставляют в МГУ, где проводится различные геохимические и геофизические исследования, – сообщил руководитель группы проектов «Иннопрактики» Роман Лукашев. – Материал – уникальный. И не только для российской науки».

Он отметил, что стоит задача получить информацию о возрасте пород. Это позволит верифицировать геологическую модель арктического региона.

«Создание достоверной геологической модели любого региона – это ключ к познанию недр, в том числе, к обнаружению новых месторождений нефти и газа, – говорит замдиректора Департамента геологоразведочных работ НК «Роснефть» Николай Малышев. – Специфика этой экспедиции в том, что мы планируем вскрыть с помощью стратиграфического бурения наиболее древние уровни разреза осадочного чехла, которые имеют сходство с аналогичными комплексами Аляски».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру